а) Ходы вперед-кIо (ко).
Первый ход ко - простые шаги. Применяется почти во всех танцах и исполняется на основе прямых позиций. Данный ход более присущ женским танцам.
- "Раз" - правую ногу слегка приподнять и выставить вперед на полупальцы.
- "И" - левую ногу выставить вперед на полупальцы.
На счет "Два", "И" повторить движения, исполнявшиеся на счет "Раз", "И" (рис. 45).
|
Рис. 45. |
Второй ход ко - шаги с постоянным приставлением одной ноги к другой. В основном применяется в зафаке
и кафе и исполняется на основе прямых позиций.
- "Раз" - правую ногу слегка приподнять и выставить вперед на полупальцы.
- "И" - левой ногой сделать скользящий соскок со стопы на всю ступню так, чтобы ноги оказались в 3-й прямой позиции-а.
На счет "Два", "И" повторить движения, исполнявшиеся на счет "Раз", "И" (рис. 46).
|
Рис. 46. |
Третий ход ко - тройной шаг. Применяется почти во всех танцах и исполняется на основе прямых позиций.
- "Раз" - правую ногу слегка приподнять и выставить вперед на полупальцы.
- "И" - левую ногу выставить вперед на полупальцы.
- "Два" - правую ногу приставить к левой на всю -ступню. . - "И"-выдержать паузу (рис. 47).
Данный ход можно начинать и с левой ноги.
|
Рис. 47. |
Четвертый ход ко - шаги с постоянным занесением одной ноги накрест сзади другой. Применяется почти во всех танцах и исполняется на основе прямых позиций.
- "Раз" - правую ногу слегка приподнять и выставить вперед на полупальцы.
- "И" - левую ногу поставить на полупальцы накрест сзади правой.
На счет "Два", "И" по-, вторить движения, исполнявшиеся на счет "Раз", "И" (рис. 48).
Данный ход можно начинать и с левой ноги.
|
Рис. 48. |
Пятый ход ко - шаги с занесением одной ноги накрест сзади другой через один шаг. В основном применяется в уджах и исполняется на основе свободных позиций.
- "Раз" - правую ногу слегка приподнять и выставить вперед на полупальцы.
- "И" - левую ногу поставить на полупальцы накрест сзади правой.
- "Два" - правую ногу выставить вперед на полупальцы. ;
- "И" - левую ногу выставить вперед на полупальцы (рис. 49).
В удж-хеште этот ход исполняется легкими подскоками на каждой ноге и в более убыстренном темпе.
Данный ход можно исполнять и с левой ноги.
|
Рис. 49. |
Шестой ход ко - шаги с занесением одной ноги накрест перед другой через три шага. В основном применяется в зыгетлате при передвижениях по кругу танцевальной площадки: данный ход начинается с закрытого положения ног, носки повернуты влево, корпус все время обращен наружу круга и исполняется на основе свободных позиций, слегка расслабив ноги у колен, с тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась на одном уровне без вертикальных колебаний.
- "И" (из затакта) -левую ногу слегка приподнять и выставить вперед-влево.
- "Раз"-правую ногу выставить вперед на полупальцы накрест перед левой ноги.
- "И" - левую ногу выставить вперед - влево и в конце счета на этой же ноге сделать небольшой подскок с полупальцев на полупальцы с некоторым продвижением вперед - влево.
- "Два" - правую ногу выставить вперед - влево и в конце счета на этой же ноге сделать небольшой подскок с полупальцев на полупальцы с некоторым продвижением вперед - влево.
- "И" - левую ногу выставить вперед - влево на полупальцы, а правую - приподнять назад.
- "Три" - правую ногу выставить вперед - влево и в конце счета на этой же ноге сделать небольшой подскок с полупальцев на полупальцы с некоторым продвижением вперед - влево.
- "И-левую ногу слегка приподнять и выставить вперед-влево (рис. 50).
Данный ход можно исполнять и с левой ноги.
|
Рис. 50. |
Седьмой ход ко - переступания с пятки на носок (лъэпэ-лъэдакъ). Применяется в танце зыгетлате и исполняется на основе прямых позиций, слегка ослабив ноги у колен.
- "И" (из затакта) - левую ногу поставить на низкие полупальцы, одновременно приподнять правую ногу с опущенным вниз носком, немного отводя ее назад.
- "Раз" - правую ногу выставить вперед на ребре каблука и сразу же левую ногу с опущенным вниз носком резко приподнять на небольшую высоту.
- "И" - левую ногу выставить вперед на полупальцы и сразу же правую ногу приставить к левой.
- "Два" - левой ногой сделать небольшой подскок вперед, одновременно правую ногу в воздухе подвести к левой и обе ноги опустить на пол с резким ударом, при этом правую ногу поставить на полупальцы, а левую на подвернутые пальцы у носка правой ноги. "
- "И" - левой ногой сделать соскок вперед на полупальцы, одновременно сокращенную стопу правой ноги приподнять носком вверх, колено вытянуто.
- "Три" - левую ногу выставить вперед на ребре каблука и сразу же правую ногу с опущенным вниз носком резко приподнять назад на небольшую высоту.
- "И" - правую ногу выставить вперед на полупальцы и сразу же левую ногу приставить к правой.
- "Четыре" - правой ногой сделать небольшой соскок вперед, одновременно левую ногу в воздухе поднести к правой и обе ноги опустить на пол с резким ударом, при этом левую ногу поставить на полупальцы, а правую - на подвернутые пальцы у носка левой ноги.
- "И" - левой ногой сделать соскок вперед на полупальцы, приподнять правую ногу с опущенным вниз носком, немного отводя ее назад (рис. 51).
|
Рис. 51. |
Восьмой ход ко - шаги вперед- вправо и вперед - влево через каждые два шага. Применяется в удж-пухе, исполняется в дда такта.
- "Раз" - слегка повернувшись вправо, правую ногу слегка приподнять и выставить вперед - вправо.
- "И" - левую ногу выставить вперед в том же направлении или ее подставить накрест сзади правой! ноги.
- "Два"-правую ногу выставить вперед в том же направлении. '
- "И" - носком левой ноги сделать маленький полукруг в воздухе и ее приставить к правой ноге в 1-й свободной позиции (рис.52).
На второй такт, слегка повернувшись влево, исполняются те же движения, начиная ход с левой ноги. В последующие два такта все повторяется сначала и т. д.
|
Рис. 52. |
Девятый ход ко - шаги с попеременными взмахами каждой ногой. Применяется в адыгейском тлепечасе и кабардинском исламее и исполняется на основе прямых позиций, слегка расслабив ноги у колен.
- "Раз"-"правую ногу выставить вперед на полупальцы и сразу же левую ногу с вытянутым вниз носком легким взмахом слегка приподнять перед собой.
- "И" - левую ногу выставить вперед на полупальцы и сразу же правую ногу с вытянутым вниз носком легким взмахом слегка приподнять перед собой.
- "Два"-правую ногу выставить вперед на полупальцы и сразу же левую ногу с вытянутым вниз носком легким взмахом слегка приподнять перед собой.
"И"-выдержать паузу (рис. 53).
|
Рис. 53. |
Десятый ход ко —
попеременные выбросы каждой ноги
вперед. Применяется в адыгейском
тлепечасе и кабардинском исламее и
исполняется на основе прямых позиций,
слегка расслабив ноги у колен.
«Раз» — правую ногу
выставить вперед на низкие полупальцы
или на всю ступню и сразу же вытянутую
левую ногу приподнять вперед под углом
45°.
— «И» — правой ногой
сделать небольшой скользящий скачок
вперед на полупальцы, одновременно
левую ногу с опущенным вниз носком
резко согнуть в колене и прислонить к
колене правой ноги.
— «Два» — левую ногу
выставить вперед на низкие полупальцы
или на всю ступню и сразу же вытянутую
правую ногу приподнять вперед под
углом 45°.
— «И» — левой ногой сделать
небольшой скользящий скачок вперед на
полупальцы, одновременно правую ногу с
опущенным вниз носком резко согнуть в
колене и прислонить; ее к колене левой
ноги (рис. 54).
|
Рис. 54. |
|