Адыгский (черкесский) сайт

ЗДЕСЬ МОГЛА БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АДЫГОВ

 

Нет сомнения, что в I тыс. до н. э. шел процесс складывания единой народности на основе развития меотской культуры эпохи раннего железа. Судя по письменным источникам, племена Северо-Западного Кавказа имели общее собирательное имя "меоты" (или "маиты"). Здесь следует отметить, что когда речь идет об этносах, имеющих длительную и документированную историю своего существования, первое упоминание этноса в письменном источнике само по себе уже является свидетельством тому, что на данный момент этнос уже представлял собой объективную реальность, сложился, или, иными словами, этногенез его к этому времени уже завершился 27. Меоты – собирательный термин. Так все греко-римские древние авторы обозначают близкородственные племена (синды, керкеты, тореты, ахеи, гениохи, псессы, фатеи, дандарии, досхи и др.), занимавшие всегда территорию с естественно-географическими преградами: с запада – Черное море, Керченский пролив и Азовское море, с юга – Северо-Западная часть Кавказского хребта. На севере граница меотов проходила по северо-восточному побережью Азовского моря до р. Танаис (Дон). Складывание единой народности было вызвано кардинальными изменениями в экономике и социальной структуре и теми общественно-политическими процессами, которые происходили в меотском обществе в рассматриваемое время.

Но этим благотворным процессам помешала разрушительная сила, шедшая с севера и востока. Сначала это было связано с усилением экспансии сарматского кочевого мира, вплотную приблизившегося к Прикубанью уже в III в. до н. э. С первых веков нашей эры начинается еще более массовая миграция родственных сарматам воинственных кочевников – аланских племен. Под их давлением местное население покидает насиженные места по правобережью реки Кубани и переселяется в Закубанье.

Часть меотов, проживавших на Нижнем Дону и в Приазовье, была даже полностью ассимилирована иранцами.

Процесс консолидации автохтонов был окончательно прерван во время нашествия гуннов. В 375 г. основная масса гуннов во главе с вождем Баламу-ром, перейдя Волгу, появилась в степях Юго-Восточной Европы, и первыми пострадали от них сармато-аланы ("танаиты"), занимавшие степи между Волгой и Доном. Преследуя уцелевших аланов, которые, спасаясь, устремились на Северный Кавказ, часть гуннов, пройдя через Прикубанские степи, разорила земли меотов, а также территорию Синдики, жители которой также испытали на себе удар этой грандиозной разрушительной волны. Затем кочевники подвергли уничтожению города и жителей Боспора. Это была крупнейшая катастрофа в истории адыгов. После гуннского нашествия можно говорить даже о некотором разрыве в развитии местного этноса и его культуры. И хотя это нельзя углублять до размеров пропасти, разделяющей два отрезка адыгской истории, правомерно все же признать значительный регресс. Последствия этого удара оказались настолько серьезными, что адыгское общество с конца IV по VI в. находится в состоянии какой-то стагнации. И только с VII в. наблюдается некоторое оживление хозяйственной жизни и соответствующие социальные сдвиги. Адыгское общество вступило в новую, хотя и очень трудную, третью стадию развития.

Это период раннего средневековья, время сложения единого этноса. И хотя в раннесредневековое время произошла утрата ряда важнейших культурных достижений и ценностей, приобретенных в античную эпоху, в плане хозяйственного и общественного развития адыгское общество на новом этапе было шагом вперед. Первое тысячелетие нашей эры было временем, когда мелкие племенные языки превращались в более крупные языки народностей. В процессе консолидации племен Западного Кавказа окончательно сложились адыгская и абхазская народности.

Судя по сообщениям древних историков (К. Скилак, Страбон, Ф. Арриан, К. Прокопий и др.), с первых веков нашей эры одно из приморских древнеадыгских племен под именем "зихи" начинает усиливаться. Еще в I–III вв. н. э. зихи обитали где-то между нынешними городами Туапсе и Гагра. Но с V в. зихи начинают объединять вокруг себя соседние мелкие родственные племена и образовывать союз, члены которого с течением времени начали именоваться зихами. Термин "зихи" постепенно вытесняет античные адыгские племенные наименования (меоты, синды, керкеты и др.). Этноним "зихи", как обозначение всех адыгов, продолжает встречаться в домонгольское время и иногда даже в постмонгольский период – в XV в. и в начале XVI в. (Джорджио Интериано и др.). Зихов греческих и византийских источников отождествляют с "джиками" древнегрузинских хроник. Известно, что в грузинских средневековых источниках адыги известны как "джики" или "джихи", а их страна названа "Джикети"28.

Одновременно с зихским возникали два других крупных племенных объединения – абхазское на юге и касожское на Кубани. Как нам кажется, меоты изначально делились на две большие самостоятельные группы: прибрежная и степная. Береговую полосу Черного моря занимали синды, керкеты (тореты), ахеи, зихи. В бассейне Кубани и в восточной части Приазовья проживали псессы, фатеи, тарпиты, досхи, дандарии и др. Судьбы этих племен складывались по-разному. Прибрежные племена всегда теснее были связаны с античным миром, особенно с Римом и его преемницей Византией. Вся история степных меотов – это противостояние миру кочевников. Можно не сомневаться, что древние керкеты, ахеи и зихи впоследствии стали основой зихского этнополитического объединения, а из псессов, фатеев и других племен Прикубанья сложился касожский союз. 

Очевидно, самостоятельное существование двух групп адыгского населения продолжалось примерно до Х в. В это время арабские и другие авторы уже не различают группы адыгов, пишут о них как об одном народе. В предмонгольский период (Х–ХII вв.) можно говорить о полном завершении становления адыгского народа. Судя по имеющимся данным, страна адыгов предстает достаточно монолитной, политически целостной. Во всяком случае, к началу монгольских походов адыги выступили как консолидированная крупная этническая и политическая сила наряду с другим мощным объединением – Аланской конфедерацией.

Таким образом, процесс классообразования и формирования единой народности растянулся в адыгском обществе на очень долгое историческое время. Что этому способствовало? В эпоху ранней бронзы на Северо-Западном Кавказе наблюдается значительный хозяйственно-экономический подъем и имущественное расслоение, стимулированные связями с миром древневосточных цивилизаций. В ареале майкопской культуры возникают союзы племен. Однако после прекращения контактов с Югом достижения майкопского населения были утеряны. На протяжении всего II тыс. до н.э. наблюдается некоторый исторический регресс. В это время исчезают богатые курганы майкопского облика, некрополи становятся менее дифференцированными по погребальному инвентарю, технически и эстетически высококачественная посуда Майкопа превращается опять в грубую керамику, богатого набора золотых и серебряных вещей нет и в помине, совершенно исчезают поселения, что, видимо, говорит об усилившейся подвижности племен.

В античное время успехи в развитии экономики и социальные сдвиги создавали реальные предпосылки для формирования классовых отношений, и как следствие – интеграция в рамках единого этнополитического объединения, т.е. этноса. Однако нашествия скифо-сармато-аланов, а в раннесредневековый период вторжения тюркских кочевников серьезно подрывали производительные силы местных племен, препятствовали оформлению хозяйственно-культурного комплекса предков адыгов в наиболее пригодных природных условиях. Покидая предгорно-плоскостную зону, автохтоны теряли оптимальные естественно-географические условия, благоприятные для традиционных форм хозяйства. В горах и холмистых лесах не лучшие условия для функционирования высокопроизводительной, комплексной земледельческо-скотоводческой экономики, для получения значительного объема прибавочного продукта, что является и условием формирования городов, т.е. полной цивилизации.

Отрицательное значение приобретают однобокое развитие экономики, недостаточная степень товарности основных культур (пшеница, ячмень, просо) даже при экстенсивном земледелии. Эти и другие исторические факторы, имевшие место в послеантичное время, способствовали в дальнейшем появлению и долгому сохранению некоторых патриархально-застойных форм экономики и общественного быта.

После гуннского нашествия территория расселения адыгов сократилась, а бывшие их земли между Доном и Кубанью теперь заняли кочевники. Полоса нашествий этим не оборвалась. За первой волной гуннов шли авары, следом булгары, затем хазары, впоследствии печенеги и кипчаки и, наконец, монголы. Автохтоны оказываются в сложнейших военно-политических ситуациях, иногда с угрозой их полного поглощения миром кочевников. Народ теперь живет в условиях перманентной войны, в ожесточенной борьбе с кочевниками постоянно отстаивает свою независимость и даже существование.

Воинственные степняки не были носителями высокой культуры (хотя роль кочевников нельзя оценивать только в негативном аспекте). Как заметил известнейший английский историк А. Дж. Тойнби, железный меч может быть символом победы, но не символом культуры 29. Но, по его же мнению, большая группа людей, в чем-либо ущемленная собственными действиями, действиями ли других людей, либо волею случая утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чем, как правило, достигает немалых успехов 30.

Опасность со стороны кочевников спровоцировала адыгов на воинственность. Отныне война становится регулярным их занятием. Вся жизнь адыгов теперь пронизана военным ремеслом, традициями и обычаями никогда не расстававшихся с оружием людей. Соответственно в средневековом адыгском обществе совсем иные ценности, чем раньше.

Сказанное в значительной степени способствовало сохранению адыгов как этноса. Однако у них не всегда мог быть военный паритет со степняками, и, таким образом, свою роль здесь сыграли и некоторые другие факторы, а именно – природно-географические, сделавшие возможным длительное сосуществование ираноязычных и тюркоязычных завоевателей с местными племенами. В одной из работ Л. Н. Гумилев заметил: "Все этногенезы запрограммированы одинаково, но этнические истории – предельно разнообразны. Если на этногенез воздействуют посторонние факторы, – например, колебания климата или агрессия, – его путь будет смещен и ритм нарушен, а иногда оборван. Последнее бывает редко..."31. И далее: "Сосуществование этносов возможно и даже благотворно, если каждый из них заполняет свою экологическую нишу… Обычно этнос держится за родной ландшафт"32.

[1;2]

 

 
 

Главная страница раздела "ИСТОРИЯ"
  Копирование, внесение изменений или использование материалов запрещено.
Вы можете связаться с нами, если у вас возникнут какие-либо вопросы

 
Используются технологии uCoz