Адыгский (черкесский) сайт

ЗДЕСЬ МОГЛА БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

СЕРЕБРО


Ружья. Детали. Конец XIX в. Дерево, серебро, позолота, кость, метал.


Пистолет. XIX в. Кожа, серебро, кость.


Пояса женские. Начало XX в. Серебро, позолота, зернь.


Кинжалы. Конец XIX в. - начало XX в. Метал, кожа, кость, серебро, чернь.


Украшения женского национального костюма. Конец XIX в. Серебро, чернь.


Шапочки женские. XVIII - XIX вв. Бархат, галун, вышивка гладью. Бахрома. XVIII в


Нагрудное украшение женского национального костюма. Конец XIX в. Бархат, серебро, зернь.


Жирница. Середина XIX в. Серебро, чернь. Наперсток. Конец XVIII в- начало XIX в. Сербро, чернь.

    В предлагаемой подборке представлены оригинальные образцы серебряных изделий из собрания Государственного объединенного музея Кабардино-Балкарской Республики, изготовленные как местными мастерами, так и мастерами Северо-Кавказского региона. Археологические находки свидетельствуют о знакомстве аборигенного населения, заселявшего территорию современной Кабардино-Балкарии, с металлообработкой с древнейших времен. Издревле людям сопутствовали и предметы, изготовленные из серебра. Музейные предметы свидетельствуют о широком распространении в период средневековья серебряной утвари, показывают их роль в общественных и семейных обрядах, в застолье, в одежде, в вооружении, конском уборе. Источником сырья для торевтики служила здесь добываемая серебряная руда. В начале XVII в. серебряной рудой на территории Кабарды заинтересовалась Россия, и с 1627 г. по 1629 г. велись разведывательные работы. Направленная сюда экспедиция подтвердила содержание серебрав руде, которая доставлялась в Терский город самими кабардинцами, но места выхода серебряной руды не были показаны членам экспедиции, добыча серебра составляла профессиональную тайну немногих лиц. В конце XVIII в.—первой половине XIX в. серебро поступало к местным мастерам из России через скупщиков. С середины XIX в. ввоз его из России практически прекращается. Сырьем служили и серебряные изделия более раннего времени, не удовлетворявшие по какой-то причине заказчика, что повлекло за собой исчезновение из этнографического быта ранних образцов серебряного производства. Ювелирное искусство играло значительную роль в хозяйственной жизни. Оно удовлетворяло потребности в художественных изделиях. Местное ювелирное искусство самобытно, неповторимо по своему характеру и особенностям. Орнамент на ювелирных изделиях — растительно-геометрический. Характерная черта рисунков — широта замысла и богатство творческой фантазии. Существовало несколько способов украшения металла орнаментом; гравировка, чернь, чеканка, ковка, литье, филигрань, насечка, зернь, эмаль, тиснение. Исключительно большое распространение имела техника чернения серебра. Чернь широко применяли при украшении таких изделий, как кинжалы, металлические принадлежности седла, мужские и женские пояса, нагрудники, кольца, серьги, пуговицы, браслеты. Чернью же делали надписи на ювелирных изделиях. Златокузнецы довольно широко использовали для украшения изделий насечку. Инкрустация производилась по металлу, кости, рогу как золотом, так и серебром. Украшали насечкой кинжалы, шашки, ружья, декоративные предметы седельной сбруи и т. д. Но такого широкого распространения, как чернь или гравировка, насечка не имела. Часто при изготовлении ювелирных изделий мастера применяли филигрань (накладную и сквозную), которой украшали женские пояса, шапочки, браслеты и т. д. На ажурных изделиях встречается сочетание филиграни с зернью. К числу немногих украшений из серебра, которые изготавливались технике литья, относятся женские нагрудные застежки. В ювелирном искусстве существовала специализация, когда одни мастера занимались гравировкой, другие чернью и т. д. Обобщенный учеными-этнографами материал по ремеслу показывает, что в изготовлении поясов, нагрудников, оправ для кинжалов, украшении седел, в чернении своих изделий кабардинские мастера не имели соперников и оказывали влияние на изобразительное искусство других народов. Например, техника чернения серебра заимствована казахами у пятигорских черкесов. В свою очередь местные мастера заимствовали и творчески перерабатывали тонкости ювелирного искусства других народов. Анализ фондовых коллекций позволяет сделать вывод о том, что местное ювелирное искусство приходит в упадок во второй половине XIX в. — начале XX в., что было вызвано Кавказской войной, проникновением капиталистических отношений в хозяйство. Мастера продолжали заниматься ювелирным делом до 30-х годов XX в., то есть до той поры пока еще носили национальные костюмы и была нужда в их украшении принадлежностями национальной одежды — мужскими и женскими поясами, женскими нагрудниками.

Н.И.ЕМЕЛЬЯНЕНКО

   
Рог. 20-е годы XX в. Серебро, чернь.


Женское украшение на платье. XIX в. Серебро, чернь.


Шлем. XVI - XVII вв. Позолота, серебро, сталь.


Подвеска височная. Начало XX в. Серебро, филигрань, зернь.


Кувшин. Начало XX в. Позолота, серебро, чернь.


Пояс кольчужный. XIX в. Позолота, серебро, чернь, кожа.


Национальное седло. XVIII в. Дерево, кожа, серебро, чернь.

             
Используются технологии uCoz