Адыгский (черкесский) сайт

ЗДЕСЬ МОГЛА БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ АДЫГОВ

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ АДЫГСКОГО ТАНЦА

Из-за отсутствия единого, общедоступного метода раскладки и записи танцев любого народа возникла необходимость выявления тех исходных элементов, из которых, периодически повторяясь, слагается адыгский народный танец, установления более или менее полного пластического словаря и составления своеобразной адыгской хореографической азбуки, позволяющих технологический анализ каждого танца, разложение его на составные части, а также их запись и разучивание. Решение этой проблемы в некоторой степени облегчается тем, что большинство адыгских народных танцев имеет четкое, канонически строгое и устойчивое построение, конкретные хореографические рисунки, полностью раскрывающие характер и содержание каждого танца.

Прежде чем приступить к определению конкретных положений и движений рук и ног адыгского танца, необходимо высказать некоторые их общие и характерные особенности.

Так, например, голова, плечи, корпус, руки и ноги танцующего всегда согласованы в движениях и принимают необходимые положения, соответствующие конкретным элементам того или иного танца, способствующие глубокому раскрытию его содержания.

Положение головы соответствует характеру исполняемого танца. Она обычно немного направлена в сторону партнера. У девушек голова может быть слегка повернута и наклонена к одному из плеч, а при необходимости плавно поворачивается в ту или иную сторону, а глаза скромно приспущены, выражение лица спокойное, но может изменяться в соответствии с характером танца, улыбка сдержанная. У юношей голова гордо приподнята, она поворачивается в необходимое направление более резко и порывисто, лицо выразительное.

Плечи у танцующих двигаются почти слитно с корпусом, подчеркивая строгость, сдержанность и горделивость. При поворотах соответствующее плечо первым плавно начинает движение в необходимую сторону. У девушек плечи слегка приспущены, а у юношей они более прямые, развернуты и немного приподняты. Вздергивания и резкие движения плеч не рекомендуются.

Танцующие держат корпус прямо, собрано и подтянуто. У девушек движения корпуса мягкие, плавные, величаво спокойные и подчеркнуто скромные, повороты исполняются с еле заметным наклоном корпуса в сторону направления движения. У юношей корпус подтянут, его положение меняется более резко, повороты производятся круто в необходимую сторону, при этом подчеркивая сдержанный внутренний темперамент. Иногда допускаются легкие наклоны в разные стороны.

Если в адыгских народных танцах характерные положения и движения головы, плеч и корпуса достаточно просты и их описание не составляет особого труда, то положения и движения рук и ног танцующего многообразны и сложны, что требует более внимательного их описания и изучения. Такое положение вызывает необходимость выявления тех исходных элементов, которые составляют технологическую основу адыгского танца, те простейшие детали, которые позволяют более или менее правильно определить конкретные положения рук и ног, описать их и, таким образом, установить своеобразный пластический словарь, составить удобную азбуку адыгской хореографии.

За исходные элементы и технологическую основу адыгской хореографии приняты позиции рук и ног, которые позволяют выявить и описать любое положение и движение в том или ином танце. Кроме того, в пластический словарь адыгской хореографии входят конкретные положения рук и ног, а также определенные танцевальные ходы.

Позиция и положения рук и ног адыгского танца разработаны согласно терминологии, принятой на всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу 1966 и 1976 годов и учебного пособия К. Зацепиной, А. Климова, К. Рихтера, Н. Толстой, Е. Фарманянца «Народно-сценический танец» (М., 1976).

При выявлении основ технологического материала адыгского танца особое место уделялось определению наиболее распространенных простейших элементов танцев с тем, чтобы балетмейстер или педагог-хореограф мог усложнить их по мере необходимости.

Следующая страница

 
 

Копирование, внесение изменений или использование материалов запрещено.
Вы можете связаться с нами, если у вас возникнут какие-либо вопросы

 
Используются технологии uCoz